Пальчиковые, речедвигательные игры

Пальчиковые игры

Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.
Пальчиковые игры
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,
взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью
взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
 
 
Теремок
С ветки ягодки снимаю
И в лукошко собираю.
Будет полное лукошко.
Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть. Легким будет к дому путь!
Приподнять перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ. Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой. Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
В колыбельке золотой,
Спало солнце, за рекой.
Встало солнце поутру,
Разбудило детвору.
Вышли детки поиграть,
Стали прыгать и скакать.
Качают колыбельку.
Показывают, как спят, волнистые движения руками.
Ручки поднимают вверх.
Хлопают.
Медленно ударяют ладошками по коленкам.
Быстро ударяют ладошками по коленкам.
Дай ладошечку, моя крошечка.
Я поглажу тебя по ладошечке.
На ладошечку, моя крошечка,
И погладь ты меня по ладошечке.
Мама гладит ладошку малышу.
Мама протягивает ладошку свою малышу, и теперь малыш гладит мамину ладошку.
Колобок
Человек: части тела
Человек: лицо, эмоции
Я сидел, что было сил
Пальчиками шевелил,
А когда совсем устал,
«хватит» - строго я сказал.
Не хотят они уняться,
Все быстрее шевелятся,
Мы тогда поступим так:
Мы прогоним шевеляк.
Шевелят пальчиками.
Разводят ручки в стороны и за спинку.
Ивану-большому — дрова рубить. Ваське-указке — воду носить. Мишке-среднему — печку топить. Гришке-сиротке — кашу варить. А крошке Тимошке — песенки петь. Песни петь и плясать. Родных братьев потешать.
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так. Как дела? — спроси его. Он подпрыгнет, крикнет: - Во!
Показывают большой пальчик и шевелят им.
Человек: что ест, звуки, где живет
Семья
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
Раз-два-три-четыре. Кто живёт у нас в квартире? Папа, мама, брат, сестрёнка, Кошка Мурка, два котёнка, Мой щенок, сверчок и я – Вот и вся моя семья! Раз-два-три-четыре-пять.
Всех начну считать опять.
Загибают пальчики.
Хлопают в ладошки.
Загибают пальчики.
Кулачки сжимают.
«Фонарики»
Хлопают.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Загибают пальчики поочереди.
По коленкам ударяют.
Этот пальчик хочет спасть,
Этот пальчик лег в кровать.
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В школу нам  идти пора.
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
Показывают ладошки перед собой с растопыренными пальчиками.
Хлопают.
Домашние животные: кошка
У кошечки нашей есть 10 котят
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Ладошки сложены друг к другу, пальцы прижаты друг к другу.
Постукивают пальцами от большого к мизинцу.
Подставляй ладошку
Расскажу про кошку, Будем пальчики считать? Будем пальчики считать!
Раз-два-три четыре-пять
Вот – кулак,
А вот – ладошка.
На ладошку села кошка!
И крадётся потихоньку,
И крадётся потихоньку…
Видно мышка там живёт.
Вытягиваем вперёд руку ладошкой вверх.
Гладим ладонь другой рукой
Шевелим пальчиками.
Сжимаем пальчики в кулак и разжимаем.
Поочерёдно загибаем пальчики на руке.
Сжимаем пальцы в кулак.
Разжимаем их. Ставим на ладонь пальцы второй руки.
«Пробегают» пальчиками по руке до плеча.
Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину.
Домашние животные: собака
Обобщенное занятие
Осень: солнце и дождик
Сколько знаю я дождей? Сосчитайте поскорей. Дождик с ветром, Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.
Хлопают в ладошки.
Дуют на ладошки перед собой.
Изображают ладошками «гриб», одна ладонь горизонтально, а другая вертикально.
Проводят рукой дугу перед собой.
Пальчики перед собой растопырены в разные стороны.
По коленочкам пальчиками стучат.
«Фонарики» сверху вниз.
1, 2, 3, 4, 5,                                                                                                                            
Будем листья собирать.                                                                              
Листья березы, листья рябины,                                                  
Листики тополя, листья осины.
Листики дуба мы соберем,                                       
Маме осенний букет принесем.
Отгибают пальчики.
Кулачки сжимают и разжимают.
Загибают пальчики.
«Фонарики».
Осень, осень,
Приходи!
Осень, осень,
Погляди!
Листья желтые кружатся,
Тихо на землю ложатся.
Солнце нас уже не греет,
Ветер дует все сильнее,
К югу полетели птицы,
Дождик к нам в окно стучится.
Шапки, куртки надеваем
И ботинки обуваем
Знаем месяцы:
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.
Трем ладошки друг о друга.
Зажимаем кулаки по очереди.
Трем ладошки друг о друга.
Ладони на щеки плавное движение ладонями.
Ладони гладят по коленям.
Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди.
Синхронно наклоняем руки в разные стороны.
«птица» из двух скрещенных рук.
Барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони
имитируем.
Топаем ногами.
Ладони стучат по коленям.
Кулак, ребро, ладонь.
Осень: дождик и ветер
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал.
Вот-дубовый, вот – кленовый,
Вот-рябиновый, резной.
Вот – с березки, золотой.
Вот- последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Плавные движения руками.
Загибают пальчики.
Положить ладошки на коленки.
Осень: ветер и листопад
Осень: демисезонная одежда
Овощи
Мы капусту рубим, рубим,


Мы капусте режем, режем
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту мнем, мнем,
А морковку трем, трем.
Машут руками вверх-вниз, словно ножами. Ладони выпрямлены при этом.
Руки выпрямлены в ладонях, изображают движение ножа - вперед-назад.
Имитируют соление- шевелить пальцами в щепотке. Сжимают и разжимают кулаки. Трем ладони друг об друга.
1,2,3,4,5
Что мы будем покупать?
Картошку, морковку,
Репу и свеклу,
Помидоры, огурец.
И капусту, наконец!
по коленкам.
Загибать пальчики.
На огурец - хлопнуть.
Вперед вытягивают большой палец.
Овощи
Фрукты
Мы делили апельсин  Много нас, а он один!
  Эта долька для Иринки! Эта долька для Маринки! Эту дольку дам Роману! Эту дольку съел Сергей! А последнюю - Андрей!
Ладошка плотно сжата в кулачок.
Потрясли кулачком, показали "апельсинку"
Отгибаем мизинец.
Отгибаем безымянный.
Отгибаем средний.
Отгибаем указательный.
Отгибаем большой.
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Показал ему дорогу.
Средний палец-самый меткий
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки кладет.
Загибают пальчики поочереди.
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос.
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик-ананас,
Фрукт для вас и для нас.
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа. Эта долька для чижа. Эта долька для утят. Эта долька для котят. Эта долька для бобра. А для волка кожура… Он сердит на нас. Беда! В домик прячемся – сюда!
«рубят» ладошками.
Руки разводят в стороны.
Показывают один пальчик.
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
Кулачки сжимают.
Ручки под щечки.
Глазки закрывают.
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.
Фрукты
Овощи и фрукты
Закрепление пройденных тем
Корова и лошадь (как выглядят, части тела, как говорит, что ест, где живет)
Этот пальчик - маленький, Этот пальчик - слабенький, Этот пальчик - длинненький, Этот пальчик - сильненький, Этот пальчик - толстячок, Ну а вместе кулачок!
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
Кто в деревне живет?
Лежебока-рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком.
Раз, два, три, четыре, пять.
Их не трудно сосчитать.
Загибать пальчики поочереди, начиная с большого.
Коза и овца
Свинья
Домашние животные: семья, детеныши
Вышла курочка гулять, Свежей травки поклевать, А за ней ребятки - Жёлтые цыплятки. Ко-ко ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко! Лапками гребите, Зёрнышки ищите!
 Съели толстого жука, Дождевого червяка,
Выпили водицы - Полное корытце!
Ко-ко ко-ко, ко-ко-ко, Ну ка, быстренько домой!
  Спать пора ложиться! Пусть всем сон приснится!
Изображают пальцами, как курочка клюёт.
Качаются из стороны в сторону, изображая неуклюжих цыплят.
Грозят пальчиком.
Показывают, как разгребать лапками землю.
Изображают сытых цыплят, поглаживая животик. Показывают как цыплята пьют – подносят ладошки ко рту.
Снова грозим указательным пальчиком.
Изображают спящих цыплят Ладошки под щёчку.
Домашние птицы: курица, петух цыпленок
Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко-ко Курочка клюёт зерно. Га-га-га, - гогочет гусь,- Я за зёрнышком нагнусь. -Бал-бал-бал,-индюк сказал,-
Много зёрен я собрал. Стал их селезень считать:
-Раз, два,три,четыре,пять!
(постукивают по столу)
(большой палец дотрагивается до оставшихся пальцев)
(покрутили сложенные вместе пальцы)
(развели руки в стороны)
(подняли перед собой ладошку)
(загибают пальчики в кулачок по одному на каждый счёт)
Домашние птицы: утка, гусь
Гуси песню распевали - гагага, гагага
Посидели
Поклевали
Маму с Борей пощипали
-хахаха, хахаха. Но от них мы убежали
Смыкают большой палец с остальными пальцами на руке - как бы изображая, рот гуся. Кулачки сжимают и кладут на коленочки. Пальцы щепоткой и стучат ими по коленочкам

Мамы щекотят  малышей.
Пальчики бегут по ножкам
Где ладошка? Тут? Тут!
На ладошке пруд? Пруд!
Палец большой, гусь молодой.
Указательный поймал,
Средний гуся ощипал,
Безымянный печь топил,
А мизинчик суп сварил.
Показывают ладошку.
Рисуют круг на ладошке.
Загибают пальчики поочереди.
Скотный и птичий двор (обобщение)
Осень: животные в лесу: заяц, волк, лиса (как выглядят, как говорят, что едят, где живут)
Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем  - в лес ходил.
С этим братцем -  щи варил.
С этим братцем – кашу ел.
С этим братцем – песни пел.
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
Мальчик – пальчик, где ты был? Долго по лесу бродил. Встретил я медведя, волка, зайку, ёжика в иголках, встретил белочку, лисичку, встретил лося и синичку, Всем подарки подарил, всяк меня благодарил.
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
Хлопают в ладошки.
Под березой,
на пригорке
- Старый еж
Строил норку
под листьями шуршат
пять  малюсеньких
ежат.
Тянутся  вверх, «раскрыв» как листья ладони и растопырив пальчики.
Показать руками жест – горку.
Сложить руками замок, но растопырить пальчики – иголки.
Сложить кулачки, руки в локтях, покрутить каждым кулачком вокруг другой руки.
Показать пять пальчиков.
Сложить ладошки лодочкой.
Сложить руками замок, растопырив пальчики.
Кто в лесочке живет?
Под корягой – старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике-лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка.
Раз, два, три, четыре, пять.
Их не трудно сосчитать.
Загибать пальчики поочереди, начиная с большого.
Осень: животные в лесу: заяц, волк, лиса
Осень: животные в лесу: ежик, белка, медведь
По полянке мишка шел
И в бочонке мед нашел.
Лапкой мед он доставал,
Язычком его лизал.
Нету меда!
Где же мед?
Ищет мишка — не найдет.
Hyжнo обязательно
Мишке быть внимательным.
Пальцы одной руки шагают по ладони другой.
Царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой.
Надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки.
Круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки. Крепко зажать кулаки Выпрямить напряженные пальцы ладони на щеках, Качаем головой Указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы.
Осень: животные в лесу: ежик, белка, медведь
Дикие животные готовятся к зиме.
Осень: птицы
Это птичка- соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка -  злой орлан.
Птички, птички по домам.
Загибают пальчики поочереди.
Показывают «крылья»
Перед собой шевелят пальчиками и прячут за спинку.
Маленький мизинчик — плачет, плачет, плачет. Безымянный не поймет, что все это значит. Средний пальчик — очень важный, не желает слушать. Указательный спросил: «Может хочешь кушать?» А большой бежит на кухню, тащит каши ложку. говорит: «Не надо плакать, на, поешь немножко!»
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
Осень: птицы
Обобщение
Зима: погодные явления
Пришла зима,
Принесла мороз.
Пришла зима,
Замерзает нос.
Снег,
Сугробы,
Гололед.
Все на улицу — вперед!
Теплые штаны наденем,
Шапку, шубу, валенки.
Руки в варежках согреем
И завяжем шарфики.
Зимний месяц называй!
Декабрь, Январь, Февраль.
Трем ладошки друг о друга.
Пальцами массажируем плечи, предплечья.
Трем ладошки друг о друга.
Ладошкой массажируем кончик носа.
Плавные движения ладонями.
Кулаки стучат по коленям попеременно.
Ладони шоркают по коленям разнонаправлено.
Одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем).
Ладонями проводим по ногам.
Ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами.
Круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони.
Ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи.
Ладони стучат по коленям.
Кулак, ребро, ладонь
Раз, два, три, четыре, пять.         
Мы пошли во двор гулять.
Бабу снежную лепили.                 
Птичек крошками кормили.         
С горки мы потом катались.
А еще в снегу валялись.               
Все в снегу домой пришли.         
Съели суп, и спать легли.            
Загибаем пальчики по одному.
Имитация лепки комков.
Крошить хлебушек всеми пальчиками.
Вести указат. пальцем пр. руки по ладони левой руки.
Класть ладошки на коленки то одной, то другой стороной.
Отряхиваем ладошки.
Воображаемые движения ложкой, положить руки под щечку.
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег. И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под снегом спит медведь,
Тише, тише, не шуметь.
Встают на носочки, руки вверх. Приседают.
Встают, руки в стороны. Обхватывают себя руками. Качаются  из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя.
Пальчик к губам, шепотом.
Зимняя одежда
Зимние забавы, игры
Снеговик
Трата – та, трата – та,                                                                        (хлопаем в ладоши)
Рада снегу детвора,
Трата – та, трата – та,                                                       Лепим мы снеговика,
Мы на ком, поставим ком.                                                
Глазки подведем,                                                               
Нос – морковку вставим,                                                  
Шапочку найдем.
                                                                                          Вот какой снеговичок,                                                       
Белый, снежный толстячок.
Лепим комочки.
Круговые движения.
Показывают глазки.
Носик показывают.
Шапочку на голове показывают.
Ручки на пояс, наклоны в стороны.
Наша елка велика,
Наша елка высока,
Выше мамы, выше папы,
Достает до потолка.
Будем весело плясать,
Будем песни распевать,
Чтобы елка захотела
В гости к нам прийти опять!
Руки разводят в стороны.
Руки вверх поднимают.
Тянутся на носочках высоко.
Ножку на пяточку ставят.
Другую ножку на пяточку.
Хлопают в ладошки.
Наступает Новый год!
Дети водят хоровод.
Висят на елке шарики,
Светятся фонарики.
Вот сверкают льдинки,
Кружатся снежинки.
В гости дед Мороз идет,
Всем подарки он несет.
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать:
1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.
Хлопаем в ладоши.
Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу.
Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар.
Фонарики.
Сжимать и резко разжимать кулаки по очереди.
Легко и плавно двигать кистями.
Пальцы шагают по коленям или по полу.
Трем друг об друга ладони.
Хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем.
По очереди массажируем каждый палец.
Давай, дружок, смелей, дружок,   
Кати по снегу свой снежок.          
Он превратится в снежный ком,  
 
И станет ком снеговиком.   
Его улыбка так светла!                   
Два глаза, шляпа, нос, метла.             
Но солнце припечет слегка –                  
Увы! – и нет снеговика.                 
Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.
«Рисуют» руками большой круг.
«Рисуют» снеговика из трех комков.
Широко улыбаются.
Показывают глаза, правой ладошкой, дотрагиваются до носа, прикрывают голову.
Медленно приседают.
Разводят руками, пожимают плечами.
Снегурочка
Дед  Мороз
Подарки для деда Мороза и Снегурочки
Украшаем елку.
Дом (здание и его части)
На дверях висит замок.
Кто его открыть бы смог? Мы замочком повертели, Мы замочком покрутили Мы замочком постучали, Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга. Постучали, и открыли! Показать ладошки.
Пальцы в замочек, слегка покачивать. "замочком" вперед назад.
Повертеть "замочком"
Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.
Тук-тук, тук-тук,
Раздается звонкий стук.
Мы построим дом, дом.
Чтобы жили в нем, в нем.
Кошка с котятами,
Собака с щенятами,
Корова с телятами,
Лошадка с жеребятами,
Овечка с ягнятами.
Стук, стук, постук,
Раздается где-то стук.
Молоточки стучат,
Строят домик для зайчат.
Вот с такою крышей,
Вот с такими стенами,
Вот с такими окнами,
Вот с такою дверью
И вот с таким замком.
Стучат кулачками друг о дружку.
Показывают крышу надо головой.
Ладошки около щечек.
Ладошки перед лицом.
Одна ладошка перед лицом.
Ручки сцепляют в замочек.
Дом (комнаты)
Жили-были в домике
Маленькие гномики.
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики,
Стали гномики стирать.
Токи-рубашки,
Пики-платочки,
Лики-штанишки,
Чики-носочки,
Мики-умница был,
Всем водичку носил.
«Домик» над головой из ладошек.
Показывают руками, какие «маленькие».
Загибают пальцы.
Показывают как стирают, трут ладонь о ладонь.
Загибают пальчики.
Мебель
1,2,3,4,5
Мы друзей идем искать.
Этот мальчик под кроватью,
Этот мальчик под диваном,
Этот мальчик под столом,
Этот мальчик за углом.
Этот мальчик стал у стенки,
У него дрожат коленки.
Хлопают в ладошки.
Загибают поочереди пальчики.
Положили свои ладошки на коленки.
Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире. В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом, Посидели за столом. Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире!
Сжимают и  разжимают кулачки.
Загибают пальчики.
Хлопают в ладоши.
Предметы быта
Посуда
Кран с водою мы открыли
И посуду перемыли.
Терли, терли, мыли, мыли —
Все кругом в воде и мыле.
Положить одну ладонь на другую и делать круговые движения, как будто моете тарелку.
Разведите руки и стороны, выражая недоумение.
1,2,3,4
Мы посуду перемыли.
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварешку,
Мы посуду перемыли.
Только чашку мы разбили.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали.
Стучат кулачками друг о дружку.
Трут ладонь о ладонь.
Загибают пальчики.
Продукты питания
Оля с Колей приглашали
На чаек к себе друзей.
Всем подарки раздавали
И гостей всех угощали:
Анечке – прянички,
Лене - варенье,
Свете – конфеты,
Сенечке – семечки.
Всех сначала накормили,
И домой всех проводили.
Наземный транспорт легковой
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Наши ушки слышат стук.
Вот ладошечки шуршат,
Наши пальчики трещат.
Теперь в ладоши громко бей,
А теперь ты их согрей.
К путешествию готовы?
Да!
В путь отправимся мы снова:
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет.
Мы теперь на корабле,
Нас качает на волне.
Едет поезд,
Колеса стучат.
С поезда много веселых ребят.
Ударяют кулачками друг о дружку.
Потирание ладоней друг о друга.
Потирание кулачков друг о друга.
Хлопки.
Ладони на щеки.
Кулаки на коленях
руки вверх, ладони.
раскрыть
Вращательные движения кистями.
Руки вытянуты в стороны, ладони напряжены.
Ладони лодочкой.
Ребром ладони двигаем по коленям.
Кулачки стучат по коленям.
Наземный транспорт грузовой
Светофор и ППД
Воздушный транспорт
Можешь пальцы сосчитать:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
10 пальцев – пара рук.
Вот твое богатство, друг!
Сжимают и разжимают кулачки.
Загибают пальчики поочереди.
Хлопают.
Руки соединяют в замочек.
Водный транспорт
Военная техника, солдаты
Дыр дыр, пулемет.
Дыр-дыр-дыр-дыр-дыр-дыр-дыр.
Выше крыши самолет,
У-у –у –у .
Бах! Артиллерия!
Бах, бах, бах, бах.
Мчится кавалерия.
Ура!
Пистолет из пальчиков.
Стреляют.
Крышу показывают ручками.
Крылья самолета.
Хлопки.
По коленкам ладошками ударяют.
Машут рокуй.
Моя семья - мужская половина
Женские профессии
Мамины помощники
Тесто ручками помнем
Сладкий тоpтик испечем
Серединку смажем джемом
А верхушку сладким кремом
И кокосовою крошкой Мы присыплем торт немножко.
А потом заварим чай, В гости друга приглашай.
Сжимают и разжимают пальчики на столе как будто мнут тесто. Круговые движения указательным пальчиком по столу. Круговые движения ладошками по столу. «Щепотку делают»
Хлопают.
В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала. В среду я пекла калач Весь четверг искала мяч, Чашки в пятницу помыла, А в субботу торт купила. Всех подружек в воскресенье Позвала на день рождения.
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
Хлопают.
Тесто круто замесили,
Ух-тух, ух-тух.
Сковородки раскалили,
Ух-тух, ух-тух.
Испечем оладушки,
Лады, лады ладушки.
Горячи оладушки!
Пальчики сжимают и разжимают.
Хлопают.
Трут ладошку о ладошку.
Хлопают.
Пекут оладушки.
Дуют на раскрытые ладошки.
Мы играем на гармошке – ля – ля – ля.
Громко хлопаем в ладошки – хлоп – хлоп.
Головой слегка качаем – кач – кач – кач.
Руки к верху поднимаем – тач – тач – тач.
Мы в ладошки – хлоп – хлоп.
Мы ногами – топ – топ.
Вниз ладошки опускаем.
Отдыхаем, отдыхаем.
Имитируют игру на гармошке.
Хлопают в ладошки.
Качают головой.
Руки поднимают вверх.
Хлопают.
Топают.
Опускают ладошки вниз и встряхивают кисти рук.
Тесто бабушкой катаем,
С мамой лепим пирожки,
Ну, а с папой уплетаем
Пирожки за две щеки.
Движения имитирующие катание теста скалкой.
Лепят «пирожки»
Указательными пальчиками рук на щечки показывать.
Подарки для мамы
Праздник
Домашние питомцы
Этот пальчик самый большой, Самый весёлый, самый смешной! Этот пальчик -указательный. Он солидный и внимательный. Этот пальчик - средний, Ни первый, ни последний. Этот пальчик - безымянный, Он не любит каши манной. Самый маленький мизинчик Любит бегать в магазинчик!

Большой палец
Указываете на что-нибудь указательным пальцем
Отгибаете средний палец
Согните средний палец, как будто он не хочет каши.
Оттопырьте мизинец, будто он хочет убежать.
Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить. Мишке-середке — печку топить. Тришке-сиротке — кашу варить. А крошке Тимошке - песенки петь, Песни петь и плясать, Родных братьев потешать.
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
«Фонарики»
Хлопают.
Домашние питомцы
Африканские животные
На  этот пальчик сел слон. Подними его.
На этот пальчик сел медведь. Подними его.
На этот пальчик запрыгнул лев. Подними его.
На этот пальчик прыгнула белка. Подними ее.
На этот пальчик заползла змея. Подними его.
Айболит (африканские животные)
Сожми кулак – раскрой ладошку.
Теперь меняй их быстро, крошка!
Опять – ладошка и кулак,
Давай быстрее делать так!
Сжимают и разжимают кулачки.
Есть у нас игрушка: Это – погремушка, Это – толстый мишка, Это – чудо-книжка, Это – неваляшка, Это – кукла Машка! Раз, два, три, четыре, пять, Будем снова проверять!
Хлопают в ладошки.
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
Сжимают и разжимают кулачки.
Цирк (эмоции, фокусы, животные)
День и ночь
Весна: погодные явления
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветрок! Здравствуй, маленькй дубок! Мы живём в родном краю, Всех я вас – люблю!
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
Кулачок сжимают и разжимают.
Солнышко встало, здравствуй, сказало.
Эй! Братец, Федя, разбуди соседей!
Вставай Большак! Вставай Указака! Вставай Середка! Всавай Сиротка! И крошка-Митрошка! Привет, ладошка!
Пальчики растопырены в разные стороны.
Большой палец показывают, и им же задевают все пальчики на ладошке другой руки.
Ударяют ладошкой по ладошке.
Демисезонная одежда
Весна в лесу: растения
Дождик, дождик, кап-кап-кап,
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять.
Мы промочим ножки.
Выйди, выйди солнце.
Выгляни в оконце.                              
Выйди, выйди солнышко
Мы посеем зернышко.                            
На ладошку капли.
Пальчиком грозят.
Зовут солнце ладошкой.
Окошко из ладошек делают.
Хлопают в ладошки.
Весна в лесу: птицы
Весна в лесу: животные
Земля (посадки)
Посадили зернышко,
Выглянуло солнышко.
Солнышко, свети — свети!
Зернышко, расти — расти!
Появляются листочки,
Распускаются цветочки.
Ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко».
Кисти сжимаем и разжимаем по очереди.
ладони вместе, руки двигаются вверх.
Ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно.
Кисти сжимаем и разжимаем по очереди.
Река и ее обитатели
Рыбка плавает в водице
Рыбке весело играть Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла
Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла
Сложенные вместе ладони дети изображают, как плывет рыбка. Грозят пальчиком.

Медленно сближают ладони и хлопают. Снова плывут.
Пальчиками шевелят будто «ротик у рыбки».
Ладошки разводят в разные стороны.
В синем небе облака. Под горой бежит река. Рано утром из реки Тянут сети рыбаки.
Много рыбы наловили, Вкусную уху сварили. Ах!
Встают на носочки, поднимают руки вверх.
Приседают, руки вперёд.
Встают.
Имитируют движение, как бы перебирая руками сеть.
Разводят руки в стороны.
Выполняют круговые движения рукой, как бы помешивая уху в котелке.
Река и ее обитатели
Море и его обитатели
Могут плавать вверх и вниз, Сальто сделают на бис, Вправо проплывут и влево – Тренируются умело. Им гимнастика важней Всех забав и всех затей.Кисти рук (ладонями вниз) лежат на столе: правая рука – с сомкнутыми пальцами, левая - с разомкнутыми. Одновременно менять положение пальцев (одни смыкать, другие размыкать). Ладонь правой руки медленно движется вверх, а ладонь левой руки – вниз. Ладони переворачиваются в воздухе. Ладонь правой руки медленно движется вправо, а ладонь левой руки влево, затем наоборот.
Море и его обитатели
Цветы (части растения)
Раз- цветочек,
Два – цветочек.
Ежики, ежики.
Наковали, наковали,
Ножницы, ножницы.
Бег на месте,
Бег на месте.
Зайчики, зайчики.
Ну-ка дружно, ну-ка вместе.
Девочки, мальчики.
«Фонарик» одной рукой.
«Фонарик» другой рукой.
Кисти встряхивают вниз.
Ударяют кулачки друг о друга.
«Ножницы».
Ладошками по коленкам.
«ушки» показывают.
Хлопают.
Девочки, потом мальчики.
Этот пальчик – маленький, Мизинчик удаленький. Безымянный – кольцо носит, Ни за что его не бросит. Ну а этот – средний, длинный. Он как раз посередине. Этот указательный, Пальчик замечательный. Большой палец, хоть не длинный, Среди пальцев самый сильный. Пальчики не ссорятся, Вместе дело спорится.
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
Цветы (виды растений)
Насекомые
Насекомые
Лето. Погодные явления.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине
Этот пальчик безымянный
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал
Очень ловок и удал!
Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.
Три веселых братца гуляли по двору, Три веселых братца затеяли игру,
Делали головками - ник-ник-ник,
Пальчиками ловкими - чик-чик-чик,
Хлопали ладошками - хлоп-хлоп-хлоп. Топотали ножками - топ-топ-топ.
Переступают ладошками по коленкам.
Наклонять голову вперед.
Сжимать пальцы в кулачок и разжимать.
Хлопают в ладошки.
Топают ножками.
А по морю слёз ходит пароход. Утирает нос, только нос не тот.
Нос у нас был маленький
Нос у нас был пуговкой, А теперь вот аленький, А теперь распух вот он
Только это не беда!
Слезы высохнут когда, Снова будет нос как нос, Просто нос не любит слёз!
Утереть слёзы.
Утереть нос.
Дотронуться до носа. Ещё раз.
Поцеловать.
Ещё раз.
Крепко обнять.
Летняя одежда
Летние забавы
Летние забавы: песок
Лето в лесу: ягоды
Солнышко, покажись.
Красное, снарядись,
Чтобы год от года,
Давала нам погода.
Теплое летечко,
Грибы в Берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка,
И я яблочек немножко.
Пальчики в разные стороны оттопыривают, ладошки сближены друг к другу.
Хлопают.
Загибают пальчики.
Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут,
Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут.
Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.
Помассировать по кругу,
А теперь расслабить руку.
Давим,
Тянем,
Отдыхаем.
Мы внимательными станем!
Пальцы одной руки легко стучат по ладони другой.
То же другой рукой.
Нажимать на центр ладони пальцем другой руки.
Круговые движения Указательным пальцем одной руки по центру ладони другой.
Легко пошевелить пальцами.
Крепко сжать кулаки.
Напряженно вытянуть пальцы.
Расслабить кисть.
Скрестить руки на груди.
Лето в лесу: грибы
Садовые цветы